Гостеатр Спектакль «Оркестр» НДТ — gosteatr
8 (800) 200-44-87     info@gosteatr.ru
 
10.06.16
Спектакль «Оркестр» НДТ

Какие страсти могут таить в себе простые музыканты заштатного провинциального оркестра? Могут ли они поведать о себе что-то такое, от чего вы вожметесь в кресла? Ведь каждый день для оркестра похож на предыдущий – играть на потеху отдыхающим, которые часто даже не слушают. В их душах царит апатия, изредка прерываемая переживаниями по пустякам. Но для шекспировских страстей и не нужны глобальные поводы. Трагедия может быть скрыта в любой мелочи. Особенно, если вы хотите ее найти.

И именно глубина переживаний по самым, казалось бы, простым и несерьезным поводам рождает удивительную эстетику эренбургского «Оркестра». Завораживающий трагифарс, где одна и та же сцена может как тронуть до глубины души, так и заставить безудержно смеяться. Почувствовать страдания героя, и посчитать его дураком из-за надуманности проблемы. Впрочем, проблемы не всегда надуманны, а наслаждение своими муками может привести к печальным последствиям.

Спектакль поставлен по пьесе Жана Ануя, однако история, рассказанная в «Оркестре», выходит далеко за ее рамки. Действие разворачивается на одном из маленьких курортов в послевоенной Франции, где одно из немногих развлечений для постояльцев – местный оркестр. При нем обитает местный сумасшедший Маню, который и посвящает зрителя в закулисный мир оркестра. Причем в какой-то момент начинаешь сомневаться, реальная перед нами история или же фантазии Маню. Больно легко реальность скатывается в фарс. Как и наоборот.

Вот старая дева произносит пронзительный монолог, призванный заставить других девушек «не давать!». При этом сама она бережно хранит свое единственное эротическое переживание. Вот типичная любвеобильная француженка, которая при желании может окрутить любого, но живет с пьяницей-матросом. Вот единственный мужчина в оркестре, разрывающийся между долгом перед парализованной женой и влюбленностью в коллегу-неврастеничку.

Здесь каждый герой или трагичен, или пытается быть трагичным; идет стреляться в сортир, или говорит, что готов застрелиться. Каждый считает себя великим, а остальных хочет… и ненавидит. И инструмент у музыкантов здесь один – нервы. Свои, друг друга и зрителей. И играют они виртуозно.

Обычно в каждом спектакле критики стараются найти главную тему, служить которой призваны все элементы повествования. Но найти такую первооснову в «Оркестре» вряд ли получится. Любовь? Тут полно любви. Почти каждый персонаж в кого-то влюблен. Но спектакль не об этом. Смерть? Здесь свежи воспоминания о войне. Кто-то уже умер, а кто-то погибнет. Но спектакль не об этом. Здесь можно увидеть и противостояние поколений, и борьбу за новую мораль, и много чего еще. Но язык не повернется назвать какую-то тему не главной.

История каждого героя гротескна. Но этот гротеск необходим. Он, как увеличительное стекло, позволяет нам увидеть все. Без оговорок и недомолвок. Все острые углы выставлены напоказ, никаких заигрываний с публикой. Спектакль не призван вас развлечь. Он призван увлечь, ошарашить, разозлить, пережить катарсис, и, в конце концов, стать культовым.

«Оркестр» ждала именно такая судьба. Спектакль побеждал на театральных фестивалях в России и за рубежом; получал награды как от профессионального жюри, так и от зрителей, при неизменных аншлагах идет на сцене уже 15 лет. Может ли это гарантировать, что спектакль вам понравится? Конечно, нет. Но, что он может пообещать, так это то, что не оставит вас равнодушным. Он физически на это неспособен.

 

Наши партнеры